Стратегия развития

О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года

Основу стратегического планирования развития города Красноярска составляет образ будущего эффективного, комфортного, инновационного, экономически и социально стабильного города, предназначенного для жизни людей и реализации их потенциала. Город Красноярск является административно-политическим центром Красноярского края и ядром Красноярской агломерации. Интегрируя человеческие ресурсы, транспортные, финансовые и материальные потоки территории, через систему обширных социально-экономических связей он оказывает существенное влияние на развитие Сибирского федерального округа.

Стратегия является одним из главных документов в системе документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне города, ее положения конкретизируются и развиваются в других документах стратегического планирования города: прогнозе социально-экономического развития города на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетном прогнозе города на долгосрочный период, плане мероприятий по реализации стратегии, муниципальных программах.

Складывающиеся тенденции изменений внешних вызовов и условий развития города Красноярска, фундаментальными из которых являются глобальный переход на новый технологический уклад, включение регионов в глобальную конкуренцию на рынках человеческого и инвестиционного капитала, технологий, товаров и услуг и трансформация принципов новой государственной политики страны в условиях отказа от ресурсно-рентной модели социально-экономического роста, определяют трансформацию
в целеполагании.

Стратегическое видение будущего города Красноярска опирается на концепцию «Умного города», которая фокусируется на создании благоприятных условий и пространств для жизни и деятельности людей.
Это прежде всего:

  • «Комфортный для жизни город», где создана развитая система здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и сферы услуг; объекты социальной инфраструктуры находятся в «пешеходной» доступности; существуют условия для организации отдыха, занятия спортом, ведения здорового образа жизни;
  • «Город высокообразованных людей», в котором создана развитая система образования всех уровней, обеспечивающая высокий уровень человеческого капитала; существует большое количество учреждений культуры, искусства, креативная индустрия для развития человека;
  • «Город для успешной личной самореализации человека», в котором созданы возможности для профессионального и творческого роста, креативного развития;
  • «Безопасный город», в котором решены экологические проблемы предприятий, загрязняющих воздух, почву и воду; снижена преступность; отсутствуют условия для возникновения техногенных катастроф;
  • «Зеленый город», в котором созданы парковые зоны отдыха; решена проблема переработки коммунальных и производственных отходов;
    не существует проблемы «городского шума» для жилых микрорайонов;
  • «Энергоэффективный город», где на основе инновационных технологий создана новая система энерго- и ресурсосбережения в отраслях городского комплекса жизнедеятельности и жилищном комплексе, обеспечивающая существенную экономию энергозатрат;
  •  «Эффективно управляемый город», ориентированный на создание благоприятных условий жизни населения. Это означает создание единого информационного центра управления всеми подсистемами города, позволяющего оперативно принимать необходимые решения на основе инновационных информационных технологий.

Концепцию «Умного города» предполагается реализовывать неразрывно с концепцией государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Основополагающие принципы указанных концепций положены в формирование системы целеполагания долгосрочного социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, а также являются основополагающими внутри структуры каждой из них.

Обозначенное стратегическое видение будущего города в рамках концепции «Умный город», внешние и внутренние условия и факторы определяют миссию города Красноярска, которая задает главное назначение города, цели и приоритеты его развития для населения, бизнеса, внешнего окружения. Миссия города является системообразующей основой для формирования стратегической цели его развития, а также разработки системы стратегических подцелей и стратегических задач в социально-экономическом, административно-деловом, политическом развитии.

Миссия города Красноярска:

Красноярск – душа и сила Сибири, город, успешно конкурирующий за человеческий капитал и узнаваемый в мире, лидер по непрерывному росту качества и уровня жизни.

Реализация концепции «Умный город» определяет целевую ориентацию социально-экономического развития города Красноярска на период до 2030 года, направленную на рост качества и уровня жизни населения, согласованную с государственными программами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В данном контексте генеральная стратегическая цель социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года: достижение устойчивого роста качества и уровня жизни всех категорий горожан на основе интенсивного развития человеческого, финансово-промышленного, технологического, инновационно-образовательного и экологического потенциалов в экономической и социокультурной сферах города.

С учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и рисков реализации стратегии, период до 2030 года становится необходимым сроком для проведения структурных изменений в экономике и формирования новых базовых условий повышения качества жизни, устойчивого роста экономики города на основе накопленного потенциала в рамках новой технологической парадигмы и решения задачи повышения его глобальной конкурентоспособности.

В рамках генеральной стратегической цели социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года выделены 3 стратегические цели первого уровня:

  1. Столичный уровень качества жизни: развитие человеческого капитала и успешная реализация потенциала талантливых, предприимчивых и креативных горожан.
  2. Красноярск – центр коммуникации Евразии, многофункциональный центр компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона.
  3. Эффективные городские сообщества и обновление системы управления современным городом на основе партнерства власти, бизнеса и горожан.

В стратегии видение столичного города сформировано на основе мнения жителей города Красноярска: «Столичный город» – это город, узнаваемый в мире, имеющий эталонные общественные пространства, центр деловой активности, место самореализации молодежи, город, из которого не хочется уезжать и куда все время тянет вернуться».

В рамках каждой стратегической цели выделяются ключевые стратегические задачи социально-экономического развития, которые, в свою очередь, решаются путем реализации конкретных мероприятий в рамках соответствующих полномочий муниципального уровня управления.

В рамках стратегической цели: «Столичный уровень качества жизни: развитие человеческого капитала и успешная реализация потенциала талантливых, предприимчивых и креативных горожан» предусматриваются цели второго уровня и задачи:

Цель второго уровня 1: Обеспечить развитие современной социокультурной инфраструктуры, необходимой для непрерывного роста качества жизни горожан в соответствии с передовым российским и общемировым опытом:

  1. Создать условия для формирования человеческого потенциала города Красноярска.
  2. Обеспечить модернизацию и дальнейшее развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования.
  3. Создать условия для укрепления здоровья населения.
  4. Максимально удовлетворить потребности различных групп населения в занятиях физической культурой и спортом.
  5. Обеспечить развитие социальной поддержки населения на основе внедрения новых социальных технологий и доступность (безбарьерность) городской среды.
  6. Обеспечить развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждого жителя города.
  7. Создать условия для эффективной самореализации молодежи.

Цель второго уровня 2: Сформировать комфортную и безопасную городскую среду с использованием передовых цифровых технологий управления системами жизнеобеспечения города:

  1. Обеспечить безопасность проживания в городе.
  2. Сформировать комфортную среду с использованием цифровых технологий управления.
  3. Содействовать экологическому оздоровлению города.

Цель второго уровня 3: Обеспечить эффективную модернизацию и комплексное развитие транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктур города:

  1. Обеспечить граждан доступным и комфортным жильем.
  2. Модернизировать инженерную инфраструктуру, включая реализацию проектов строительства «умных» сетей.
  3. Обеспечить комплексное развитие транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети.

Цель второго уровня 4: Создать условия для устойчивого роста благосостояния всех категорий жителей города:

  1. Создать условия для роста реальных доходов населения.
  2. Содействовать эффективному регулированию рынка труда.

Цель второго уровня 5: Обеспечить пространственное развитие города, необходимое для комплексного развития городской среды, улучшения жилищных условий горожан:

  1. Обеспечить комплексное развитие городской среды.
  2. Сформировать новый архитектурно-градостроительный облик города.

В рамках стратегической цели: «Красноярск – центр коммуникации Евразии, многофункциональный ключевой центр компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона» предусматриваются цели второго уровня и задачи:

Цель второго уровня 1: Сформировать позитивный имидж города и создать условия для роста инвестиционной и деловой привлекательности:

  1. Обеспечить развитие города Красноярск как центра компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона.
  2. Создать условия для роста инвестиционной и деловой привлекательности города.
  3. Укрепить позиции города как международного центра культуры, спорта и отдыха, в том числе обеспечить развитие туристическо-рекреационного кластера.
  4. Укрепить позиции города как центра развития малого и среднего предпринимательства.
  5. Обеспечить развитие современного потребительского рынка и индустрии гостеприимства международного уровня.

Цель второго уровня 2: Создать условия для развития города как финансово-экономического, инновационно-технологического и промышленного центра Восточной Сибири, обеспечивающего экспорт высоких технологий:

1. Создать условия для развития высокотехнологичных конкурентоспособных кластеров экономики:

  • алюминиевый кластер;
  • кластер производства и обработки цветных металлов и германия;
  • ресурсно-сервисный кластер;
  • инженерно-внедренческий кластер;
  • инвестиционно-строительный кластер;
  • агропромышленный кластер.

2. Содействовать развитию инновационной экономики посредством создания и модернизации инфраструктуры поддержки инноваций.

Цель второго уровня 3: Создать условия для развития города как центра высокотехнологичной медицины и передового образования федерального значения:

  1. Создать условия для развития научно-образовательного комплекса города.
  2. Создать условия для формирования и развития медицинского кластера.

Цель второго уровня 4: Создать условия для развития города как международного транспортного и логистического центра Евразии:

  1. Участвовать в формировании и развитии транспортных коридоров и узлов с выходом в мировое пространство.
  2. Создать условия для развития на территории города современной логистической инфраструктуры, включенной в общую транспортно-логистическую схему Ангаро-Енисейского макрорегиона.

Цель второго уровня 5: Сформировать эффективную систему управления комплексным развитием Красноярской агломерации на основе совершенствования механизмов межмуниципального сотрудничества:

  1. Обеспечить разработку стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации.
  2. Сформировать законодательные инициативы по институциализации горизонтальных межмуниципальных взаимодействий в рамках развития агломераций.

В рамках стратегической цели: «Эффективные  городские сообщества и обновление системы управления современным городом на основе партнерства власти, бизнеса и горожан» предусматриваются цели второго уровня и задачи:

Цель второго уровня 1: Обеспечить консолидацию гражданского общества и кооперацию общественных институтов, бизнеса и власти в вопросах развития города:

  1. Повысить эффективность взаимодействия с федеральными и краевыми органами власти в целях привлечения дополнительных инструментов в развитие города.
  2. Развивать механизмы, инструменты и формы муниципально-частного партнерства.
  3. Обеспечить расширение практики вовлечения общественных институтов и населения в принятие решений по вопросам развития города.
  4. Повысить качество принимаемых управленческих решений на основе развития кадрового потенциала муниципальной службы и совершенствования структуры управления городом.

Цель второго уровня 2: Обеспечить эффективное использование межведомственных коопераций и современных цифровых технологий для повышения качества и доступности  услуг населению:

  1. Развивать систему муниципального управления, в том числе за счет цифровизации деятельности органов администрации города.
  2. Обеспечить переход на предоставление цифровых услуг «Цифровой город».
  3. Содействовать внедрению в управление системами жизнеобеспечения города концепции «Умный город».

Цель второго уровня 3: Обеспечить публичное эффективное управление муниципальным имуществом и муниципальными финансами:

  1. Обеспечить публичное эффективное управление муниципальным имуществом.
  2. Обеспечить публичное эффективное управление муниципальными финансами.

Конечные измеримые результаты реализации стратегии в части достижения индикаторов социально-экономического развития представлены в таблице 1 «Ожидаемые результаты реализации стратегии», динамика основных социально-экономических показателей развития города Красноярска до 2030 года отражена в приложении 1.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Образ (общее видение) желаемого будущего города Красноярска.

Достижение образа желаемого будущего города Красноярска к 2030 году детерминируется рядом сложившихся факторов и условий. Сложившийся внутренний потенциал города – основа будущего развития в меняющихся условиях, который можно охарактеризовать следующими преимуществами.

Город Красноярск эффективно использует свое стратегически важное геополитическое  положение. Это обеспечивает возможность его развития как многофункционального межрегионального производственного, делового, транспортно-логистического, культурно-спортивного центра. Город станет местом концентрации принятия решений для крупнейших компаний России в области добывающей и перерабатывающей промышленности на территории Ангаро-Енисейского макрорегиона, центром деловых коммуникаций Евразии.

Город Красноярск располагает и эффективно продолжает развивать промышленный потенциал, имеющий важное народнохозяйственное значение. Это в первую очередь относится к предприятиям цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, производству строительных материалов. Основное позитивное изменение в реальном секторе экономики будет выражаться через состоявшийся переход к кластерному развитию, что позволит обеспечить рост добавленной стоимости производимой продукции и, как следствие, реальных располагаемых доходов населения более чем на 50% по базовому сценарию развития.

Город Красноярск – крупный научно-образовательный центр. На базе Сибирского федерального университета, Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева и ФИЦ КНЦ СО РАН развивается глобальный центр образования и исследований. Наличие научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Российской академии наук формирует большие возможности для использования передовых достижений науки в развитии промышленных предприятий города Красноярска. Деятельность Сибирского федерального университета, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» и Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева позволяет готовить высококвалифицированных специалистов как для предприятий города Красноярска и Красноярского края, так и для других территорий России и мира. Сибирский федеральный университет развивается как центр международной подготовки специалистов и входит в 200 ведущих мировых вузов по рейтингу QS.

Город Красноярск – центр высокоэффективной медицины, располагающий значительным количеством крупных учреждений здравоохранения, предоставляющих специализированные медицинские услуги на базе передовых инновационных технологий. В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в городе Красноярске развивается Национальный медицинский исследовательский центр.

Город Красноярск – культурно-исторический центр, в котором расположено большое количество учреждений культуры: театры, музеи, библиотеки. Город Красноярск имеет богатый исторический опыт развития, что позволяет рассматривать его как площадку для развития туризма межрегионального и международного значения.

Город Красноярск – один из ведущих спортивных центров, Центр зимних видов спорта Восточной части России и Азиатско-Тихоокеанского региона, обладающий большим потенциалом развития, где эффективно используется наследие XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года. Прорыв в области обеспеченности спортивными сооружениями, рост количества спортивно-массовых мероприятий регионального, федерального и международного уровня позволит: увеличить ожидаемую продолжительность здоровой жизни; долю граждан, ведущих здоровый образ жизни; долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечив городу первое место по данному показателю среди городов Сибири.

Город Красноярск – город комфортного и безопасного проживания людей, «зеленый» город. Масштабные инфраструктурные проекты в области транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и реального сектора экономики обеспечат сокращение выбросов в атмосферу за счет всех источников не менее чем на 40%. Программы благоустройства позволят повысить индекс качества городской среды не менее чем на 30%, город Красноярск по данному показателю будет устойчиво входить в ТОП-10 городов России и в ТОП-5 среди городов-миллионников России. С учетом совместных усилий с Правительством Красноярского края в области здравоохранения и улучшения качества жизни горожан прогнозируется повышение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет. Совокупность представленных достижений позволит городу войти в ТОП-7 городов России по численности населения.

Город Красноярск – ядро Красноярской агломерации. Соглашение с муниципальными образованиями центральной группы городов и районов Красноярского края позволит сформировать город Красноярск как крупный центр экономического роста Российской Федерации – город, образующий крупнейшую городскую агломерацию, которая обеспечивает вклад в экономический рост Российской Федерации более 1 процента ежегодно.

Реализация стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года позволит кардинально изменить качественные и количественные показатели жизни горожан, среди основных следует выделить:

  • сохранение высоких темпов роста населения города, что позволит выйти на 7 место по данному показателю среди городов России;
  • рост ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет (здоровой продолжительности жизни – до70 лет);
  • кластерное развитие будет являться дополнительным стимулом к осуществлению эффективной трудовой деятельности для всех категорий горожан, что обеспечит снижение показателя экономической безработицы до 4% (максимальное вовлечение граждан в трудовые процессы);
  • достижение и сохранение высоких показателей социального обслуживания и качества жизни: 100% обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях при устойчивом росте населения города; рост продолжительности здоровой жизни до 70 лет, общей продолжительности жизни до 80 лет; обеспеченность жильем – 27 кв. м. на человека; снижение выбросов в атмосферу на 20% в 2024 году, 40% - 2030 год и рост индекса качества городской среды на 70%.